?

Log in

Previous Entry | Next Entry

«Heavy Metal». Часть 2.



Часть 2
TTL призма


В 1975г Asahi Pentax 6x7 в качестве сменного видоискателя получил замерную TTL призму. По поводу этой даты существуют разные суждения. Чтобы подтвердить свою точку зрения, привожу рекламу из январского номера 1975г американского журнала «Popular photography» рисунок 1.
Аппарат с новым видоискателем немного потяжелел (рис. 2). Теперь в его штатную комплектацию вошёл и объектив нового поколения S-M-C Takumar 6х7 105mm f/2.4 со стёклами многослойного просветления. Кстати, этот объектив (во всех модификациях) – самый светосильный в семействе среднеформатных камер 6х7.


рис. 1. Реклама Honeywell Pentax 6x7 с замерной TTL-призмой
из январского номера 1975г американского журнала «Popular photography»



рис. 2. Asahi Pentax 6x7 с новым видоискателем немного потяжелел

 

На что же способна новая измерительная пентапризма (рис. 3 и 4)?
Видоискатель: съёмная пентапризма, обеспечивающая 90% поля визирования при увеличении х1, с объективом 105мм, установленным на бесконечность;
TTL измерение: усредненное измерение яркости фокусировочного экрана; датчики – сернисто-кадмиевые фоторезисторы CdS; измерение возможно при полной или действующей апертуре; стрелка измерителя видна в окуляре видоискателя под окном фокусировочного экрана (рис. 4).
Диапазон измерения: 2,5-19 EV (с ASA 100 и f/2.4)
Чувствительность плёнки: ASA 12-3200
Рабочий диапазон: скорости затвора от 1 до l/1000sec. с ASA 100, апертура от f/2.4 до f/22.
Источник питания: тот же, что и для электронного затвора - 6В серебряно-окисная батарея Eveready 544 (сегодняшние аналоги: 4SR44, Kodak S28, Kodak 28L (литиевая), или им подобные).
Предусмотрено использование сменных диоптрийных корректирующих линз в резьбовой оправе. Можно воспользоваться линзами от Nikon F3HP/ F4/ F5 и т.п.
Размеры ШхВхГ: 123х58х89мм
Вес: 520г



рис. 3. Обложка руководства по использованию замерной TTL-призмы Asahi Pentax.



рис. 4. Элементы управления призмой и окошко стрелочного индикатора в поле видоискателя.

Следует обратить особое внимание на следующую операцию:
 После удаления стандартной пентапризмы или другого видоискателя, обязательно удалите объектив из корпуса камеры. Это необходимо для того, чтобы должным образом позиционировать связь диафрагмы с новой пентапризмой. Кроме того, если этого не сделать, то при установке TTL-призмы можно в прямом смысле оборвать связь диафрагмы объектива с ней. В техническом плане в этой связи задействована некая тонкая металлическая цепочка, которая при установке TTL-призмы в присутствии объектива на камере может оборваться (рис. 5).


рис. 5. Не дай, Бог…


 

«Первый блин» с TTL-призмой вышел комом. Для включения экспонометра на ней задействовали 2-х позиционный выключатель «ON – OFF», который, как правило, все забывали выключать, завершая съёмку. И хоть расход измерительной схемы не велик, за время долгого бездействия камеры она ухитрялась полностью съедать дорогостоящие (в 1975г особенно) батарейки. Но от этой неприятности быстро избавились, сделав выключатель «ON – OFF» нажимным и автоматически обесточивая схему через 20с после замера (рис. 4)

Asahi Pentax 6×7 MLU
На самом деле аппарата с таким названием не существует, так его принято называть в кругу пентаксистов. В 1976г, наконец, сбылась давняя мечта всех поклонников среднеформатного Пентакса – камеру обеспечили функцией MLU (Mirror Lock Up -фиксация зеркала в верхнем положении). Мы уже с вами об этом говорили. На длительных выдержках без предварительного подъёма зеркала, ну, никак…
Странно, почему-то разработчики камеры никак не хотели доверять механике. Хотя зеркало поднимается вручную (рис. 6), удерживается оно в поднятом положении электромагнитом. При этом потребляется ощутимый ток.

 

рис. 6. Операция подъема зеркала

Хорошо, если Вы снимаете на долях секунды. А как быть с астросъёмкой, где выдержки, как я предполагаю, достигают десятков минут, а, может быть и более? По какой-то неведомой мне причине любителям астрономии очень нравится эта камера.
Слышал, но документальных подтверждений не нашёл, что сервисные службы Пентакса по просьбе владельцев камер устанавливали на их аппараты механизмы ручного подъёма и удержания зеркала.

Наверное, будет любопытно узнать, какую ценовую позицию в это время занимал Asahi Pentax 6×7 в своей среднеформатной нише? Мне удалось разыскать прайс торговой компании «Olympic camera» тех времён в американском журнале «Modern Photography» март, 1977г (рис. 7).



рис. 7. Прайс торговой компании «Olympic camera» в американском журнале «Modern Photography» март, 1977г
 

Интересно, что TTL-призма стоила тогда дороже самой современной коробки Pentax 6×7 с MLU.
Итого, для штатной комплектации Asahi Pentax 6×7 нужно: (Body с MLU) $250 + (TTL-призма) $255 + (S-M-C Takumar 6х7 105mm f/2.4) $260 = $ 765.
Если воспользоваться калькулятором на официальном сайте Министерства труда США http://www.bls.gov/data/inflation_calculator.htm, чтобы ощутить эту сумму в стоимости сегодняшнего доллара, нетрудно подсчитать, что получается $ 2,762.

В начале 80-х оптический парк системы «Heavy Metal» пополнился новыми позициями: 45, 75 Shift, 120, 165, 400ED, и 800mm ED. Были обновлены оптические формулы старых знакомых 55 и 90mm. Все новинки получили обрезиненные барабаны фокусировки и апертуры. И новое имя: «SMC Pentax 6x7».
В конце 80-х прошла очередная и последняя акция обновления оптического арсенала, которая освежила все объективы старой формации. Они также получили обрезиненные барабаны фокусировки и апертуры и имя «SMC Pentax 67».


рис. 8. В окружении обширного парка аксессуаров и оптики  Asahi Pentax 6×7 MLU, с лёгкими штрихами модернизации выпускался более десятка лет, до 1989г.

В окружении обширного парка аксессуаров и оптики (рис. 8) Asahi Pentax 6×7 MLU, с лёгкими штрихами модернизации выпускался более десятка лет. При этом он пользовался неизменным успехом у фотографов всех жанров. Эти симпатии он заслужил благодаря своей несгибаемой работоспособности при жёсткой работе во всех климатических средах. А оптика: великолепная и самая разнообразная – таков вердикт подавляющего большинства мастеров и любителей, до сих пор, не расстающихся с этим замечательным инструментом.

рис. 9. В 1989г на смену Asahi Pentax 6×7 пришла новая модификация аппарата - Pentax 67



рис. 10. Pentax  67 со снятой призмой


Pentax 67
В 1989г на смену Asahi Pentax 6×7 пришла новая модификация аппарата - Pentax 67 (рис. 9 и 10). Принципиальных отличий от предшественника она не имеет, разве что некоторые конструктивные узлы новинки изготовили из поликарбоната, однако ощутимого выигрыша в весе они не дали.
Заметно изменился дизайн сменных видоискателей. На их фронтальных поверхностях появилась новая, более лаконичная надпись «Pentax» (рис. 11).

рис. 11. Изменился дизайн сменных видоискателей. На их фронтальных поверхностях появилась новая, более лаконичная надпись «Pentax»

 

В штатной комплектации аппарат предлагался с замерной TTL-призмой нового дизайна, и со свежей версией объектива SMC Pentax 67 105mm f2.4 (рис. 12).
Замерная TTL-призма функционально абсолютно идентична своей предшественнице. Да и объектив SMC Pentax 67 105mm f2.4, кроме дизайна ничем не отличается от S-M-C Takumar 6х7 105mm f/2.4, разве что похудел на 40гр (590 против 628гр)


рис. 12. SMC Pentax 67 105mm f2.4

В дополнение к стандартному фокусировочному экрану с пятном микропризм в центре, Pentax предлагает 4 дополнительных:
- матовый кран с вертикальным клином
- матовый экран с центральным кругом
- матовый экран с центральным кругом и сеткой
- матовый экран с центральным кругом, кольцом микропризм и сеткой.
Замену экрана Pentax настоятельно рекомендует делать в сервисном центре.
Все технические характеристики Pentax 67 повторяют Asahi Pentax 6×7 с MLU, поэтому повторятся, нет смысла.
Есть одно замечание: в описании на Pentax 67 указан допустимый температурный рабочий интервал -10+50 гр.С. В старом описании на Asahi Pentax 6×7 это не оговаривалось. Не совсем понятно, что имели в виду авторы. На что распространяются эти ограничения, то ли на саму конструкцию и электронику, то ли на батареи? Не знаю как Pentax 67, не пробовал, а Asahi Pentax 6×7 с литиевой батарейкой (без выносного питания) сносно функционирует и при - 15 гр. С, даже на самых коротких выдержках.


рис. 13. За годы выпуска  Pentax  67, система «Heavy Metal»
обросла ещё большим количеством аксессуаров и великолепной оптики



рис. 14. Pentax 67 с «молотком» AF 400T

За годы выпуска Pentax 67, система «Heavy Metal» обросла ещё большим количеством аксессуаров и великолепной оптики (рис. 13). Объективы новой генерации поменяли имидж и название. Однако это системное многообразие по-прежнему, на мой взгляд, остаётся однобоким, поскольку ниша вспышек ограничена малой скоростью синхронизации 1/30с (рис. 14).

Pentax 67 II
В 1998г Компания Asahi Optical Co., Ltd пополнила семейство «Heavy Metal» камерой новой формации Pentax 67 II (рис. 15 и 16), находящейся в прежней весовой категории, но совсем на ином функциональном и ценовом уровнях.
Функциональное оснащение Pentax 67 II самое совершенное. Любители комфортной съемки, несомненно, были довольны новинкой.

рис. 15. В 1998г Компания Asahi Optical Co., Ltd пополнила семейство «Heavy Metal» камерой новой формации Pentax 67 II


рис. 16. Pentax 67 II сверху

 
 
Основные особенности 67II:
Режимы экспонирования: ручной и приоритет диафрагмы АЕ.
Режимы экспозамера: TTL матричный 6-ти сегментный, центровзвешенный, точечный
Совместимость со вспышкой: AF500FTZ и другими серии FTZ.
Информационный дисплей в видоискателе
Большая внешняя ЖКИ панель
Режим таймера автоспуска.
Режим экономии элементов питания при съёмке с длительными выдержками.
Индикатор разряда элементов питания на ЖКИ.
Мультиэкспонирование
Экспопамять.

Сохранив конструктивный костяк своих заслуженных предшественников, дизайн Pentax 67 II претерпел множество изменений и усовершенствований. Это позволило получить камеру с хорошей эргономикой, удивительно гибкую в применении и надёжную.
Pentax 67 II удобный и высококлассный инструмент, который сочетается практически со всем системным арсеналом «Heavy Metal».

Технические характеристики Pentax 67 II
Тип: среднеформатная 6х7 электронная SLR-камера.
Плёнка: тип 120 (10 кадров) или тип 220 (21 кадр).
Размер кадрового окна: 55x69мм.
Крепление объектива: двойное байонетное крепление (внешний и внутренний байонет).
Типы используемых объективов: SMC Pentax 67, S-M-C Takumar 6х7.
Экспозиционные режимы: приоритет диафрагмы АЕ (при использовании пентапризмы АЕ Pentaprism Finder 67II), ручной режим.
Затвор: электронно-управляемый, шторно-щелевой с горизонтальным движением матерчатых прорезиненных шторок, расположен в фокальной плоскости.
Выдержки затвора: 1/1000с – 30с бесступенчато (авто);
1/1000с – 4с, В, Х (ручной).
Выдержка Х-синхронизации: 1/30 сек. Возможность синхронизации в режиме ручной выдержки и в режиме длительной экспозиции. Синхронизация при использовании объективов с центральными затворами.
Сменные видоискатели: автоэкспозиционная пентапризма (АЕ Pentaprism Finder 67II), обычная пентапризма (Pentaprism Finder 67II), складывающаяся шахта (Folding Focusing Hood 67II),
нескладывающаяся шахта (Rigid Magnifying Hood 67II) с увеличением центральной части экрана (рис. 17).


рис. 17. Сменные видоискатели Pentax 67 II

 

Сменные фокусировочные экраны: стандартный матовый экран с пятном микропризм; всего доступно 12 типов экранов;
система простой их замены. В камере применены фирменные светлые фокусировочные экраны с тонкой структурой матирования Pentax Natural-Bright Matte.
Поле изображения: 90% при использовании пентапризм и 100% при использовании шахтных видоискателей.
Увеличение при использовании пентапризм: 0.75x (с объективом 105мм на бесконечности при –1D).
Окуляр АЕ Pentaprism Finder 67II: диоптрийная коррекция в диапазоне от –2.5 до +1.5D. При использовании дополнительных диоптрийных корректоров –3 и +2, диапазон диоптрийной коррекции может составлять от –5.5 до +3.5D. Окулярная шторка.
Экспозамер: TTL матричный, шестисегментный, c возможностью переключения к центровзвешенному или точечному (рис. 16 и 18).
Измерительный диапазон: 2 - 21EV (при ISO100 с объективом 105мм f/2.4).
Экспокоррекция*: +/- 3EV с шагом 1/3 EV. Возможна функция экспопамяти (рис. 16 и 18).


рис. 18. Видоискатель АЕ Pentaprism Finder 67II сверху



рис. 19. Экран видоискателя и внешняя ЖКИ панель Pentax 67 II

 

 
 

 

Индикация в видоискателе*: символ экспокоррекции, экспозиционная шкала, выдержка, символ экспонометрического режима, символ экспопамяти, состояние вспышки и номер кадра. Изменение яркости высвечиваемой информации (рис. 19) .
Внешняя ЖКИ панель: символ разряда элементов питания, чувствительность пленки ISO, подтверждение правильной зарядки пленки, символ протяжки пленки, номер кадра и состояние вспышки (рис. 19).
Чувствительность используемых пленок: ISO 6 – 6400.
Протяжка пленки: при помощи курка взвода (поворотом на 180 гр и 10 гр в положении на изготовку). Полуавтоматическая зарядка пленки с установкой на стартовую метку. Подтверждение протяжки и окончания пленки соответствующими символами на ЖКИ панели.
Автоспуск: электронный 12-секундный таймер задержки со звуковым сопровождением. Возможна отмена после запуска
Мультиэкспозиция: при помощи кнопки наложения кадров.
Зеркало: Прыгающее зеркало с MLU.
Синхронизация со вспышкой: РС-разъём и 4-х и 5-ти штырьковые разъёмы для подключения автоматических TTL вспышек. Встроенный TTL датчик.
Питание: Два 3В литиевых элемента типа CR 123A.
Ресурс элементов питания: примерно 500 роликов пленки 120 типа и 250 роликов пленки 220 типа.
Габариты: 185,5х151х106мм.
Вес: 1660г с автоэкспозиционной пентапризмой 67II без элементов питания.

* Эти функции доступны при использовании автоэкспозиционной пентапризмы АЕ Pentaprism Finder 67II.

Все новые видоискатели, за исключением замерной пентапризмы АЕ Pentaprism Finder 67II могут быть использованы ни любой из камер системы «Heavy Metal».
Механизм двойной блокировки сменных видоискателей на 67II обеспечивает надёжное крепление всех видоискателей даже во время активной съёмки.
Механику транспортировки пленки снова пересмотрели и вновь усовершенствовали. Теперь при использовании 220-го типа плёнки безболезненно можно получить 21 кадр (см. Часть 1).

Прочие особенности:
Управление TTL вспышкой.

Pentax 67II имеет встроенный TTL датчик, благодаря которому поддерживается режим автоматической TTL вспышки независимо от типа используемого видоискателя или даже без него. Камера имеет три разъёма для подключения различных типов вспышек: пятиштырьковый разъём для подключения совместимых вспышек Pentax серии FTZ; четырёхштырьковый разъём для подключения вспышки AF 400T и разъём РС для синхронизации с обычными вспышками. Благодаря использованию автоматического TTL режима расширился круг использования вспышки, и стали доступны режим управления контрастом, режим синхронизации по второй шторке.
Для крепления вспышек к фотокамере разработана новая рукоятка Hot shoe grip 67II с гнездом крепления вспышек. По внешнему виду она напоминает обычную рукоятку, но имеет 5-ти контактное гнездо для крепления вспышек. Обмен данными между камерой и вспышкой происходит благодаря короткому соединительному кабелю 5Р (5P sync cord 67II), который входит в комплект рукоятки.

Режим P.S. (экономное расходование элементов питания)
При съёмке на длительных выдержках (астрофотография) данная функция может быть использована вместо режима ручной выдержки для уменьшения энергопотребления и, как следствие, расхода элементов питания. Данная функция включается путём простого перемещения переключателя.

Переключатель типов пленки:
Переключение для использования необходимого типа пленки осуществляется очень просто - сдвигом прижимного столика в нужное положение. В отличие от оригинальных моделей 6х7/ 67, в которых переключение на нужный тип пленки происходило в два этапа. Новая камера предотвращает ошибочную установку, что приводило раннее к печальным последствиям (нерезкость результатов). Тип используемой пленки отображается на индикаторе типа пленки.

Кармашек для памятки типа используемой пленки:
Памятка о типе используемой пленки может быть вставлена в специальный кармашек, расположенный с обратной стороны камеры (рис. 20).

рис. 20. Pentax 67 II сзади

 

Функции пользователя:
Владелец аппарата может обратиться в авторизованный сервисный центр Pentax с просьбой настроить фотокамеру с учетом его конкретных требований. В этом случае возможны следующие изменения: установка шага изменения выдержки затвора; изменение продолжительности работы таймера экспозамера при обычной съемке и/или при использовании функции экспопамяти; замена индикации на дисплее видоискателя числового значения номера кадра на числовое значение выбранного значения диафрагмы. Возможна также установка дополнительной проушины для ремешка при горизонтальном положении фотокамеры.

В конце 90-х и 2001г, Pentax добавил еще несколько объективов в систему «Heavy Metal»: 75mm f/ 2.8AL, зум 55-100mm f/ 4.5, зум 90-180mm f/ 5.6, и 300mm f/ 4 ED.

Камера Pentax 67II, безусловно, очень интересная, однако не дешевая. Ещё летом прошлого (2010г) новую коробку Pentax 67II с гарантией можно было купить в Москве на Кутузовском http://www.kutuzov-photo.ru/ . В комплекте с ней шла призма АЕ Pentaprism Finder 67II. Если мне не изменяет память, стоила она около 70000р. Покупка весьма серьёзная.
Однако, хай-тек хай-теком, но за эти деньги я бы предпочел купить б/ушный Pentax 67(6х7) в пристойном состоянии с хорошим набором оптики. Впрочем, здесь мнения многих фотографов расходятся.
Выбор за Вами.

Борис Бакст

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
primare_v10
Mar. 28th, 2013 09:12 pm (UTC)
pentax 67ii
Здравствуйте Борис.Ознакомился с вашими трудами,и решил написать вам письмо-вопрос.У меня имеется 67ii.Во время съемки заклинило взвод.Если быть точнее-вставил новую пленку,все как положено,протянул до первого кадра,сделал его,и все приехали...Курок находится в положении как будто уже взведен.На какие либо мои манипуляции,ноль внимания.Вся электроника:замер,индикация,и т.д. работают.Пробовал без питания,пролежал недели две,безрезультатно.Может что нибудь посоветуете...С Уважением Вадим.
kondakoff
May. 22nd, 2015 02:25 pm (UTC)
Прекрасно! Спасибо, Борис!
( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

March 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow